ИСТОРИЯ ИКОНОПИСИ
Языкова Ирина Константиновна
Курс лекций организованный проектом Magisteria
О курсе
Данный курс откроет Вам ответы на такие вопросы как: Что такое икона? Чем она отличается от портрета и религиозной картины? Как «читать» икону? На эти и многие другие вопросы отвечает курс лекций «История иконописи» одного из ведущих российских специалистов по иконописному искусству Ирины Константиновны Языковой. Икона рассматривается не в отвлеченном искусствоведческом ключе, а в прямой связи с ее литургическим и вероучительным назначением. Показан постепенный процесс формирования иконописного канона — от аллегорических росписей катакомб до мозаик ранневизантийской эпохи и далее, к средневековым образцам, многие из которых и сегодня остаются вершиной «богословия в красках». Отдельно рассматривается иконопись XVII века, Синодальный период и открытие иконы образованным русским обществом в начале XX в. Заключительная лекция курса посвящена теме возрождения иконы в постсоветское время.
Содержание курса:
1. Как читать икону? Богословский и художественный язык иконы
Икона – это один из богословских языков Церкви, через который она исповедует свою веру.
1.Храм, книга, икона
2.Иконописец как евангелист
3.Образ боговоплощения
4.Человек как образ
5.Мир как икона
6.Окно к первоисточнику
7.Канон как язык иконы
8.От фаюмского портрета к иконам мучеников
9.Принцип свитка
10.Разворачивая свиток: лик
11.Разворачивая свиток: поясная икона
12.Разворачивая свиток: ростовая икона
13.Икона и портрет
14.Икона и религиозная картина
15.Свет в иконе
16.Обобщая на примере иконы Рождества
2. От катакомб до первых храмов
Развитие литургического образа от катакомбных росписей до мозаик Равенны, от аллегорий и намеков к устойчивым иконографическим типам.
1.Образы и знаки катакомбного искусства
2.Пастырь добрый
3.Базилика – место собрания
4.Мавзолей Галлы Плацидии
5.Баптистерии Равенны
6.Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово
7.Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе
8.Базилика Сан-Витале
3.Формирование канона. Иконоборческие споры и Вселенские соборы
Становление иконописного канона до и после иконоборческого периода идет рука об руку с формированием догматического учения Церкви.
1.Образ кесаря и образ Христа
2.Синайский Спас и другие образы монастыря св. Екатерины VI-VII вв.
3.Первые споры о допустимости изображений
4.Поиск канона и формирование догматов
5.Трулльские запреты
6.Иконоборчество
7.Египет, Рим, Салоники
8.Символы евангелистов
9.Разнообразие переходных форм
10.Искусство иконоборческого периода
11.Постиконоборческая эпоха
4.Искусство Византии и ее влияние на художественную традицию Востока и Запада
Яркие образцы художественной культуры Византии и их влияние на иконопись Балкан, Сицилии, Венеции и Грузии.
1.Византия, которой не существовало
2.Творение оптика и математика
3.Переплетение церковной и придворной культуры
4.Гармония небесного и земного
5.Память об античности
6.Византийские рукописи
7.Эстетически явленное богословие
8.Фресковая живопись
9.Афон и Балканы
10.Византийская Сицилия
11.Византия в Венеции
12.Византия на Кавказе – Грузия
13.Богоматерь Владимирская
5.Древнерусское искусство домонгольского периода
Древняя Русь начинает как преемница Византии, но очень быстро показывает свое особое лицо и удивительное многообразие стилей в разных городах и землях.
1.Начиная с классики
2.София Киевская
3.Осколки домонгольского искусства
4.София Новгородская
5.Новгородские храмы и иконы
6.Русский стиль
7.Псков
8.Владимиро-Суздальское княжество
6.Искусство эпохи Сергия Радонежского. Феофан Грек и Андрей Рублев
Богословие нетварного света и практика «умной молитвы» в иконописи Феофана Грека и Андрея Рублева.
1.Безмолвие и свет
2.Два гуманизма
3.Феофан Грек в Новгороде
4.Из Новгорода в Москву
5.Встреча мастеров
6.Владимирские фрески Андрея Рублева
7.Богородичные иконы Андрея Рублева
8.Сергий Радонежский и образ Св. Троицы
9.Успенский собор в Звенигороде на Городке
10.Андроников монастырь
7.Золотой век русской иконописи. Искусство Дионисия
Второе византийское влияние и ведущие школы «золотого века» русской иконописи. Иконы и фрески Дионисия как вершина древнерусского искусства.
1.Второе византийское влияние
2.Рублевская школа
3.Тверская школа
4.Новгородская школа
5.Софийские таблетки
6.Иконы Кирилло-Белозерского монастыря
7.Последний гений древнерусской традиции
8.Иконы двух святителей
9.Распятие и Уверение Фомы
10.Фрески Ферапонтова монастыря
11.Угасание света
8.XVI век: осень Средневековья
Иконопись XVI века в поисках новых сюжетов, жанров и форм. Кризис эпохи Ивана Грозного. Частные и царские мастерские при Борисе Годунове.
1.Начало века в декорациях палаццо
2.Геннадиевская Библия и праотеческий чин
3.Светлые фоны икон первой половины века
4.Продолжение местных школ иконописи
5.Житийные иконы и появление портрета
6.Шатровые храмы
7.Иван Грозный и годы надлома
8.Время новых жанров
9.Иллюстративные иконы и споры о «Новозаветной Троице»
10.Гибель династии и недолгий подъем при Годунове
11.Итоги века
9.XVII столетие: новая эстетика и новая иконография
Метаморфозы иконописного и монументального искусства в век Смуты и возрождения, новой эстетики и раскола.
1.Лицом к Европе
2.Новое благочестие
3.Избрание Романовых
4.Эстетика без богословия
5.Век возрождения
6.Роспись кремлевских соборов
7.Новая иконография и собирание святынь
8.Иконы Симона Ушакова
9.Мастера Оружейной палаты
10.Новое в монументальном искусстве
11.Суровые критики нового стиля
12.Копии и утопии патриарха Никона
10.Церковное искусство Синодального периода
Растворение иконы в религиозной живописи и вытеснение иконописного канона на обочину художественной жизни в период «синодального пленения» российской церкви.
1.Почему период «синодальный»
2.Архитектура новой и старой столицы
3.Растет, растет иконостас
4.Уход в декоративность
5.Секуляризация, идеология, «постмодерн»
6.Икона в имперской провинции
7.Образы святых
8.Влияние католической догматики и иконографии
9.Иконы старообрядцев
10.«Крестьянская икона» и фабричное производство
11.Палех
12.Афонское письмо и академическая живопись
13.Поиски модерна
11.Икона в XX веке
Судьба иконописи и церковного искусства в бурном и трагическом XX веке.
1.Церковный модерн рубежа веков
2.Ковчег эмиграции
3.Мать Мария (Скобцова)
4.Сестра Иоанна (Рейтлингер)
5.Инок Григорий (Круг)
6.Леонид Александрович Успенский
7.Монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова)
12.Возрождение иконы в постсоветское время
Возрождение иконописи и формирование иконописных школ в постсоветский период.
1.Восстановление Данилова монастыря
2.Первая выставка и новые святые
3.Архимандрит Зинон (Теодор)
4.Александр Соколов и Мария Вишняк
5.Храм Живоначальной Троицы в Хохлах
6.Иконописная школа Ново-Тихвинского монастыря
7.Иконописная школа при МДА
8.Ирина Зарон и Сергей Антонов
Благодарим автора этого замечательного проекта за эти материалы Андрея Борейко!
Прослушивание лекций на этом сайте одно удовольствие. Задним планом за плеером Вы можете рассмотреть именно те иконы или персонажи истории о которых лектор рассказывает.
https://magisteria.ru/category/icon/
#Языкова@bibleistika
#История_иконописи@bibleistika